Рецепты постных блюд






Усекновение главы Иоанна Предтечи

В память о гибели великого пророка, который принял смерть через отрубание головы, Церковь установила праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи, с соблюдением поста в этот день.

Этот праздник и пост приходятся на осень, отмечают его 11 сентября (по новому стилю). Соблюдение поста в этот день считается строгим. По церковному уставу в этот день не разрешается употреблять как мясо, так и рыбу, а также сыр и молочные продукты. Пища в этот день должна быть только растительно-овощная, кроме того разрешается вкушать елей. Вино в это день употреблять не разрешается.

Если заглянуть немного в историю, то смысл праздника сводится к событиям, произошедшим с крестителем Господним, пророком Иоанном. На первый взгляд события разворачиваются таким образом, что зло побеждает добро, людской гнев и жестокость, и праведник погибает от рук палачей. Однако его мученическая смерть не стала завершением его добрых дел, они по-прежнему несут людям веру в добро и правду. Его подвиг и прижизненные проповеди не стерлись с его кончиной, а скорее наоборот, жизнь, отданная во имя правды и истины, стала величайшей жертвой.

Обычно, по Церковному календарю, в дни памяти святых пост не устанавливается. Однако, в случае именно с Иоанном Предтечи, наоборот. Связано это с обстоятельствами, при которых и произошла кончина святого. Случилось это на пиру, который был устроен по поводу дня рождения царя Ирода. Вкушая яства и вина, царь расслабился и не смог отказать Саломее, дочери царицы Иродиады, исполнить любое ее желание взамен на танец с ней. Она же, по нравоучению матери, потребовала отрубить голову пророку, находящемуся в темнице. Основываясь на этих событиях и устанавливается строгий пост в этот день, чтобы почтить память святого Иоанна Предтечи, принявшего смерть во время пира.

В этот день, помимо празднования Усекновения Главы Иоанна Предтечи, существовали с незапамятных времен и народные традиции. Это день было принято считать началом осени. Связь народного и христианского праздника еще раз подчеркивает единение традиций.

Церковью принято считать кончину святого, причем как мученическую, так и нет, большим праздником. А связано это с тем, что именно кончина, а не рождение, подразумевает переход святого из жизни земной в небесную, знаменуя, таким образом, его рождение в новой вечной жизни.


Возврат к списку